Главная страница /
Художник Статьи
4 декабря 2004 года

Интервью с художником

Все статьи...

«Законы цвета невыразимо прекрасны именно потому, что они не случайны… Я совершенно уверен, что цвет, светотень, перспектива, тон и рисунок — короче, все имеет свои определенные законы, которые должно и можно изучать, как химию или алгебру. Это далеко не самый удобный взгляд на вещи, и тот, кто говорит: „Ах, всем этим надо обладать от природы!“ — сильно облегчает себе задачу. Если бы дарования было достаточно! Но его недостаточно: именно тот, кто многое постигает интуитивно, должен, по-моему, прилагать вдвое, втрое больше усилий для того, чтобы от интуиции перейти к разуму…» — это строки известного художника, воплощение творческого порыва.

Мы встретились с известным живописцем Ахметовым Радиком Фанисовичем у него в мастерской, за чашечкой кофе. Поболтали о том, о сем. Художник рассказал нам о своих новых творческих идеях, готовящихся проектах, художественных замыслах. А главное, Радик Фанисович, с удовольствием поделился профессиональными секретами, что особенно интересно нашим читателям. Предлагаем Вашему вниманию фрагменты состоявшейся беседы.

 — Радик Фанисович, пути становления художника всегда самобытные окутаны романтическими легендами. Например, о том, как великий Микеланджело в пятнадцать лет превзошел своего учителя, Клуэ и Гольбейн в этом возрасте стали признанными рисовальщиками, а неистовый Винсент Ван Гог, наоборот, начал карьеру художника только в двадцать восемь. Расскажите, когда Вы почувствовали себя художником?

 — «Художник» — это наверное не профессия, а образ мышления, жизни, мироощущения. Никогда в жизни не ощущал себя никем, кроме, как художником, хотя и приходилось, в силу обстоятельств, заниматься другим делом. Всегда было ощущение, что это временно. Вот скоро это закончится и я опять смогу вернуться к любимому, я бы даже сказал родному делу — писать картины, дышать ароматом художественных красок и разбавителей, чувствовать, как гремит под рукой натянутый холст.

 — То есть творческий зуд преследовал Вас всегда?

 — Да преследовал и преследует. Это наверное как раз то чувство, которое не дает покоя, определяет на все свой взгляд и желание выразиться, рассказать, в некоторых случаях даже прокричать о волнующем, не дающих покоя чувствах.

 — Есть ли у Вас учитель, наставник, кумир?

 — Самым лучшим учителем считаю натуру и время. Хотя не вредно учиться и у классиков. При изучении работ великих мастеров ты, как бы вступаешь в диалог непосредственно, скажем с Шишкиным, Левитаном, Нестеровым и т.д. Мастер раскрывает тебе секреты своего мастерства, ведь картина — это и «зеркало» и «книга» души.

 — Каким образом Вы открыли свой талант, ощутили потребность в его реализации?

 — У человека есть обобщенная потребность — в совершенстве, как высшем удовлетворении потребностей. Это — эстетическая потребность, которая, как высший уровень всех других, проходит через них, но самостоятельно не существует. Однако есть сфера, где она стремится специально воплотиться и закрепить себя — искусство. Искусство — это воплощение всего самого лучшего и самого доброго, что может выразить человек. А на данном этапе, я считаю, ни о каком развале его или деградации не может быть и речи. Кстати, обратите внимание на то, сколько талантов раскрылось в последнее время! Мир искусства. Там жизнь и мечта — нераздельны. Специфика человека заключается в наличии духовных потребностей. В зависимости от их силы и направленности, качества выделяются уровни одаренности. Наличие осознанной духовной потребности всегда говорит о способности, поглощенность ею — о таланте. Просто, я всю свою сознательную жизнь испытывал потребность в реализации себя на пространстве холста, стремился к совершенству и был одержим этим. Без живописи я себя не представляю.

 — Вы известны как мастер живописи, расскажите немного о своем творческом методе.

 — Мой метод пожалуй прост: не находи себе иного занятия, когда хочешь сесть за мольберт и месить цвета.

 — Не секрет, цвет — величина измеряемая. В нем значительно больше порядка и закономерностей, чем принято думать. Ваш взгляд на это.

 — О тонкостях цвета трудно говорить, если все прочие, базовые композиционные средства рыхлые и безжизненные; более того, цвет — индикатор того, насколько художник владеет композиционной основой. Феномен цвета, который преображается, проявляя новые качества — не может не восхищать. Таинственная сокровенная жизнь цвета, его метаморфозы рождаются по настоящему творческим процессом и тогда возникают новые оттенки, которые начинают вести диалог, уже в независимой от художника жизни. Если быть проще — как чувствуешь, так и пишешь, главное — чувствовать. Мне кажется, художник кончается там, где кончаются чувства.

 — Что для Вас есть вдохновение?

 — Вдохновение — это наверное то, что называется «созрело» и нет возможности удержать это в себе и вот оно «созревшее» мощным потоком изливается из тебя заполняя пространство холста цветом, светом, воздухом, энергией и рождает чувство великой радости процессом творчества.

 — И напоследок, Радик Фанисович, поделитесь профессиональными секретами по организации рабочего времени художников и других лиц с творческим складом ума.

 — С удовольствием. Вопрос «Как распоряжаться своим рабочим временем?» — весьма актуален. Я обычно использую Десять заповедей о том, как побороть «творческий восторг» и просто начать работать!

Вас буквально распирает от вдохновения, но вы, кажется, не можете найти время, чтобы писать? Если начатый портрет навечно «застрял» в стадии наброска или установленный натюрморт очень быстро покрывается пылью — не нервничайте, вы не одиноки. Творческий трепет, страх перед неудачей и другие эмоции, «крадущие» время, периодически посещают каждого из нас. Существует 10 испытанных способов, которые помогли многим художникам лучше использовать свое рабочее время. Может быть и Вам стоит попробовать?

1. «Настройте» себя на выполнение простой задачи. Начинайте день с любого проекта, который сможете воплотить в жизнь не более, чем за 20 минут или даже меньше. Вероятно, вы скажете: «За 20 минут я ничего не смогу сделать». Это убеждение человека, считающего, что для творчества обязательно необходимо много времени. Вы будете поражены, когда поймете, как много можно сделать за короткие отрезки времени. Кроме того, легче начинать с выполнения именно небольших задач. Если в вашем плане два пункта: «Работа над триптихом» и «Этюд фигуры в его центральной части», — выполнение каждого из них вы скорее всего отложите.

2. Не следуйте стереотипам. Вы когда-либо думали или говорили нечто подобное? «Я хороший художник, но работаю медленно; Не могу писать, если шумно; У меня плохо получается передача движения». Что бы вы ни говорили себе или другим по нескольку раз, создается стереотип, который сковывает, поскольку вы неизбежно начинаете в это верить. Чтобы противостоять подобным негативным явлениям, обратитесь к позитивным утверждениям: «Я добиваюсь великолепных результатов, причем довольно быстро. Могу работать когда угодно и где угодно. Я отлично передаю движение». Если необходимо, временно пользуйтесь выражением типа «С каждым разом я работаю все быстрее» или «Я все лучше и лучше передаю движение».

3. Поработайте в новом окружении. Расположите холст над камином. Сделайте зарисовки в каком-нибудь кафе. Поработайте в гостиной (общей семейной комнате), окружив себя разными видами деятельности. Иногда своя комната бывает скорее навязчива, нежели гостеприимна. Изменение обстановки поможет избавиться от излишнего творческого «восторга», а также будет стимулировать новые энергетические возможности.

4. Творите под звуки музыки. Подобно тому, как легкий музыкальный фон делает атмосферу кафе более уютной, музыка способна уменьшать творческий трепет и волнение художника. А если ритм музыки довольно оживленный, вы заметите, что стали работать энергичнее.

5. Работайте во время вашей наибольшей продуктивности. Это период, когда работается легко и эффективно, без самодеструктивных тенденций. Для большинства людей это период между 9.30 и полуднем. Чем дальше вы во времени от этого периода, тем больше шансов, что кто-либо отвлечет вас от дела.

6. Начните работу, как только проснетесь. Возьмитесь за нее даже раньше, чем умоетесь и выпьете кофе. Скажите себе, что для обычного утреннего моциона вы скоро устроите перерыв. Постарайтесь не отвлекаться перед началом работы, притворитесь, что вы бродите во сне. Это потрясающий стимул к работе и очень сильный импульс движению вперед.

7. Ставьте перед собой профессиональные, хорошо взвешенные цели. Избегайте неопределенности в отношении сроков завершения работы (неделя, месяц). Утверждение «писать по меньшей мере час в день, три дня в неделю» — лучший мотиватор, чем, например, формулировка «поработать над натюрмортом». А выражение «отослать слайды в 3 галереи, как минимум к 1 октября» — гораздо предпочтительнее, чем «постараться найти какую-нибудь галерею». Определение целей станет еще более эффективным, если «набросаете» простейшие диаграммы, которые могли бы показать, как быстро вы продвинетесь вперед. Визуальные вспомогательные средства помогают решать серьезные проблемы, связанные с достижением намеченных целей — тем, что постоянно напоминают о поставленных задачах и обеспечивают легкий контроль.

8. Отпразднуйте успех, проанализируйте неудачи и никогда себя не наказывайте. Самобичевание часто подразумевает (но часто этим не ограничивается):

  • чувство вины
  • жесткую самокритику и осуждение
  • депрессию
  • чрезмерное потребление пищи, напитков, излишний сон…

Любой вид самобичевания — пустая трата времени и энергии. Оно ведет прочь от вашей цели, заключающейся в создании произведения искусства в непринужденном и легком темпе. Стремитесь быть одобряющим и внимательным к себе.

9. Знайте, в какой момент остановиться. Продолжительные сеансы и отсутствие интереса к другим вещам подчас способны вызвать апатию, которая помешает дальнейшей плодотворной работе. Вероятно, это следствие подсознательного страха: «Лучше поработаю еще, поскольку кто знает, когда я смогу вернуться к живописи снова». Однако прерывание работы до момента полного изнеможения посылает нашему внутреннему «я» сообщение о полной уверенности в себе, укрепляя мысль о том, что мы полны идей и энергии.

10. Найдите хорошего учителя и следуйте его советам. Посещение мастерской или серия частных занятий помогут научиться работать эффективнее. Общение с хорошим учителем сэкономит годы, которые в противном случае могут быть потрачены на постижение живописи методом проб и ошибок. Учитель окажет вам неоценимую поддержку в установлении необходимых контактов и маркетинга ваших произведений.

Желаю всем удачи и творческих успехов коллегам!

Встреча в мастерской — всегда волнующее событие. Доброжелательное отношение хозяина, множество произведений, заполняющих уникальное пространство студии, оставляют впечатление и желание поделиться с другими. Мы надеемся, что Вы с удовольствием познакомились с творчеством Ахметова и обнаружили для себя нечто действительно полезное и привлекательное.

Радик Фанисович всегда рад гостям. Следующая наша плановая встреча будет на тему «Рынок произведений искусства». Следите за сайтом. Задавайте свои вопросы. Ахметов, с радостью, ответит всем практикующим художникам и любителям искусства. Добро пожаловать на сайт!

Беседу провела Н. Веда

А может быть, у Вас есть вопросы к художнику Радику Ахметову? Или пожелания? Критика? Важное сообщение? В этом случае — огромная просьба поделиться словами! Ваше мнение обязательно составит содержание новых статей, и, кроме того, мы всегда рады общению.
ahmetov-ufa@narod.ru www.crealit.com
О художнике Галерея Клиенты Контакты